Разделы сайта

О сайте

Данный сайт целиком и полностью посвящен электронной музыке, созданию музыки на компьютере. Если раньше, для того, чтобы исполнить написанную композитором мелодию требовался оркестровый ансамбль, то теперь его с успехом заменяет программный семплер или секвенсор. Теперь каждый композитор может создавать и "исполнять" свою музыку на компьютере. Причем звучание искусственных (VST или DX) инструментов порой даже превосходит звучание живых прототипов. Появились даже новые, не существовавшие ранее чисто электронные звуки, которые можно получить только на электронном синтезаторе. Настала эра электронной музыки!

CJ Форум

Последние записи

Музыкальные проекты

Винил vs цифра

Этот вопрос обсуждается давно, и в особенности среди профессиональных музыкантов, а с некоторых пор и дискжокеев. Прекрасно понимая, сколько копий уже сломано на эту тему, я все же решил осветить вопрос в своей колонке.

Этот вопрос обсуждается давно, и в особенности среди профессиональных музыкантов, а с некоторых пор и дискжокеев. Прекрасно понимая, сколько копий уже сломано на эту тему, я все же решил осветить вопрос в своей колонке.

Грампластинка ( винил или просто пластинка ) — аналоговый аудионоситель, представляющий собой двусторонний (реже односторонний) диск, изготовленный из синтетических материалов (первоначально из шеллака), на поверхности или поверхностях которого отштампована непрерывная, извилистая канавка или дорожка, представляющей из себя отражение звуковых волн. Слова «грампластинка» и «грамзапись» являются сокращениями от «граммофонная пластинка» и «граммофонная запись», но поскольку граммофоны давно уже никто не использует, то эти сокращённые термины стали существовать независимо друг от друга. В конце XIX и на протяжении XX века грампластинка была важнейшим аудионосителем, часто недорогим и доступным. Главным преимуществом грампластинки было удобство массового тиражирования путём горячей штамповки; кроме того, грампластинки не подвержены действию электрических и магнитных полей. Недостатками грампластинки всегда останутся подверженность температурным изменениям и влажности, а так же способность пластинок при постоянном использовании терять свои аудиохарактеристики .
Еще до того, как цифровые технологии стали пригодны для диджейской работы, спор о преимуществах цифровой техники по сравнению с аналоговой уже шел полным ходом. Мои ровесники помнят первый компакт-диск, разошедшийся индустриальным тиражом и произведенный по полному цифровому циклу (DDD) - альбом Brothers In Arms группы Dire Straits (1985). В каком восторге мы были! Ничего не шипит, не гудит, не плывет, и (почти) на всех системах звучит, гм ... чистенько. Но человеческий слух - инструмент обучаемый, и уже через несколько лет раздались первые возгласы разочарования. Возмущавшимися были "люди с золотыми ушами", а именно - тонмейстеры классической музыки и джазисты. Эти ребята к качеству звучания всегда относились наиболее привередливо, и, будучи даже не в состоянии подкрепить свое мнение теоретически (наука считала тогда погрешности цифровой техники незначительными и неуловимыми для человеческого слуха), упорно держались за аналог - дорогой и громоздкий. Тем не менее, "цифра" продолжила свое триумфальное шествие. Оказалось, что в нашей культуре удобство побеждает качество. Впервые представленный осенью 2001 года iPod не только совершил революцию в мобильном воспроизведении музыки, но и оптимизировал хранение и организацию записей.
Компакт-диск — оптический носитель информации в виде диска с отверстием в центре, информация с которого считывается с помощью лазера. Изначально компакт-диск был создан для цифрового хранения аудио (т. н. Audio-CD), однако в настоящее время широко используется как устройство хранения данных широкого назначения (т. н. «CD-ROM», «КД ПЗУ»). Аудио-компакт-диски по формату отличаются от компакт-дисков с данными, и CD-плееры обычно могут воспроизводить только их (на компьютере, конечно, можно прочитать оба вида дисков). Встречаются диски, содержащие как аудиоинформацию, так и данные — их можно и послушать на CD-плеере, и прочитать на компьютере. С развитием MP3 производители бытовых CD-плееров и музыкальных центров начали снабжать их возможностью чтения MP3-файлов с CD-ROM’ов. Аббревиатура «CD-ROM» означает англ. «Compact Disc Read Only Memory» что в переводе обозначает компакт-диск только с возможностью чтения. «КД ПЗУ» означает «Компакт-диск, постоянное запоминающее устройство». CD-ROM’ом часто ошибочно называют CD-привод для чтения компакт-дисков (правильно: CD-ROM Drive).
Долгое время этот процесс не затрагивал диджейское ремесло. Несмотря на то, что в некоторых субкультурах пользовались DATами и CD, вся "серьезная" клубная жизнь начала 21-го века прочно ассоциировались с вертушками Technics SL1200. Уже появившиеся к тому моменту "профессиональные" CD-вертушки вызвали скепсис у профессиональных дискжокеев. Одним из тех, кто с энтузиазмом стал пользоваться CD-деками, был Лоран Гарнье. Прекрасно понимая недостатки самого компакт-диска и воспроизводящей его техники, Гарнье в многочисленных интервью рассказал, какие преимущества "цифры" делают ее привлекательной в его глазах. Это быстрый доступ к свежему промо- и демоматериалу, а также возможность легко редактировать материал под свои концептуальные нужды: приклеить вступление, удлинить трек, изготовить диск-дубликат. Таким образом, цифровые технологии позволяли по-новому решать творческие задачи уже задолго до появления Final Scratch, Serato и других цифровых устройств нового поколения. Современные цифровые системы привлекают целым рядом преимуществ. К 2005 году такие системы как Serato или Final Scratch избавились от своих детских болезней - задержек, плохо прописанных драйверов и так далее. Помимо возможности пользоваться традиционной техникой игры ("блины" с тайм-кодом позволяют сводить треки вручную так же, как и виниловые пластинки, причем на обычных вертушках), можно использовать любой материал и подгонять скорость независимо от тональности, специализированные контроллеры дают быстрый доступ ко всем важнейшим параметрам и эффектам, к тому же и диджейский багаж похудел сразу на дюжину килограммов. Рынок цифровых записей не только позволяет играть композиции, никогда не издававшиеся на виниле, но и дает возможность дешево приобретать огромнейшее количество музыки. Во многих странах виниловый диджей оказался на грани вымирания - пластинки стоят дорого, доставка почтой занимает время, а со временем винил еще и приходит в негодность. И вот мы наблюдаем, как заслуженные мастера, еще пару лет назад клявшиеся в вечной верности винилу, начинают пересаживаться на цифру. Вместе с тем, недостатки цифрового формата пока никуда не исчезли. Цифровой сетап более капризен и может дать сбой. Подключая свой Serato к пульту в клубной темноте, легко ошибиться - иногда так, что твоя первая "пластинка" зазвучит задом наперед. Аудиофайлы часто имеют сомнительное происхождение, многие из них не подвергались профессиональному мастерингу. Любой, кто пытался оцифровывать любимые пластинки, убедился, что это не банальная задача - к тому же еще и трудоёмкая. Кроме того, неожиданно выяснилось, что быстро и надежно найти нужную песню не так-то легко: в то время как дискжокей старой школы одним взглядом на яблоко мгновенно находит искомую пластинку, "цифровик" вынужден пролистывать бесконечные списки с длинными названиями. Некоторые диджеи, столкнувшись с этим, вынуждены тратить много времени на подготовку своих сетов, собирая свою музыкальную обойму в виде крупных ярлыков с изображением соответствующих обложек. И, наконец, по-прежнему слышны нарекания на качество цифрового звучания: многие диджеи и меломаны сразу отличают "цифру" по колючим "верхам" и плоскому басу. Это можно сравнить с тем, как отличается кино, снятое на пленку, от видео- и телефильмов - любой из нас видит эту разницу. Как ни крути - хорошо изданный (а главное, не запиленный) винил по звучанию побьет мп3, и точка. Ну и, конечно, винилу (как и книге) присуща своеобразная магия: его можно подержать в руках, разглядывать яблоко, вспоминать о том, где и когда ты его купил, или кто тебе его подарил... или у кого ты его выпросил, в конце концов. А цифровая коллекция - всего лишь жестяная коробка, забитая сотнями гигов нулей и единиц. Готовя эту статью, я изучал разные мнения - опрашивал друзей-дискжокеев, читал блоги и статьи. Сколько эмоциональных мнений и оценок! Вот - сноб, который ничего, кроме винила, не признает никогда. Вот - юный выскочка, посылающий сноба подальше. Вот - виниловый диджей со стажем, который начал играть на Scratch Live: "Ты же понимаешь - трудно предположить, что я не смогу свести две пластинки, я ведь делал это годами..." Никто не сказал, что собирается выбросить свою виниловую коллекцию. Никто из тех, кто пересел на Serato, Final Scratch или Traktor, не стал ругать свое новое приобретение. Некоторые продолжают настаивать на том, что только винил - настоящее, а все остальное не катит. Но, положа руку на сердце: ты уйдешь только из-за того, что у артиста компьютер вместо благородного "Техникса"? Главное, чтобы интересно было слушать твоё выступление - вот, пожалуй, напрашивающийся вывод. Тут мы подошли к самому интересному. Компьютер может изменить сам формат диджейского выступления, стереть грань между лайвом и диджейским сетом. Впервые я увидел это собственными глазами в Сантьяго-де-Чили во время выступления нашего приятеля Capri - известного аргентинского музыканта и дискжокея. Ариель (так его зовут по паспорту) исполняет диджейсеты с помощью программы Ableton Live. Оказывается, не будучи создан именно для этой цели, Ableton позволяет легко и удобно соединять диджейский материал (композиции других музыкантов) со своими собственными, а также c их частями. Специально заготовленные кольца, аккордные секвенции, басовые линии и даже записанные специально для конкретного микса вокальные фразы окончательно смывают грань между диджей-сетом и лайв-выступлением. Разумеется, Ableton Live позволяет также легко интегрировать MIDI (для управления внешними устройствами) и специально адаптированные для этой программы контроллер-боксы. Так что же нам готовит будущее? Цифровая техника продолжает развиваться, а падающий спрос на винил не только удорожает его производство, но даже угрожает дальнейшему существованию винилового рынка. Казавшиеся непотопляемыми крупные виниловые дистрибьюции жалуются на неуклонно падающие продажи (в тот момент, когда сдавался материал, пришла новость о банкротстве дистрибьюции Neuton). Легендарный Ричи Хотин, являющийся совладельцем системы Beatport, проводит столь агрессивную коммерческую политику, что даже коллеги по диджейскому цеху обвиняют его в преднамеренном убийстве винила. Наконец, критика черных пластов слышна и с совсем неожиданной стороны: от природоохранных организаций. В частности, Гринпис призывает к полной ликвидации винилового производства и использования его продуктов ввиду очевидной вредности PVC (поливинилхлорида) как такового. Джазисты с золотыми ушами, столкнувшись с прекращением производства магнитной ленты, пересели на систему Radar и пишут высокоразрядные файлы с частотой дискретизации 192 килогерца. Как бы мне хотелось, чтобы винил жил вечно! Но теперь я почти уверен, что уже недолго осталось до тех времен, когда вечеринки с настоящим винилом будут называться не иначе как "oldschool revival" или "vinyl retro", а международная аббревиатура "DJ" будет означать лишь одно: Digital Jockey. Автор - Максим Милютенко