Разделы сайта

О сайте

Данный сайт целиком и полностью посвящен электронной музыке, созданию музыки на компьютере. Если раньше, для того, чтобы исполнить написанную композитором мелодию требовался оркестровый ансамбль, то теперь его с успехом заменяет программный семплер или секвенсор. Теперь каждый композитор может создавать и "исполнять" свою музыку на компьютере. Причем звучание искусственных (VST или DX) инструментов порой даже превосходит звучание живых прототипов. Появились даже новые, не существовавшие ранее чисто электронные звуки, которые можно получить только на электронном синтезаторе. Настала эра электронной музыки!

CJ Форум

Последние записи

Музыкальные проекты

Зарегистрировать музыкальный проект. Как ?

Данным вопросом задаются не только начинающие музыканты, но и опытные деятели шоу-индустрии. Так, как успех любого исполнителя зависит не только от постоянного «вливания» денежных средств и агрессивной рекламной компании. Современное законодательство не предусматривает какой-либо специальной регистрации музыкальных проектов и творческих коллективов. Вместе с тем, существуют различные способы защитить от воровства, например, название группы. Расскажем о некоторых из них. Первый способ – регистрация названия в качестве товарного знака. В соответствии с Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объёмные и другие обозначения и их комбинации в любом цвете или цветовом сочетании. Таким образом, допускается регистрация, как самого названия музыкального проекта (словесного обозначения), так и его изображения (логотипа), выполненного с использованием оригинальных шрифтов, символов, дизайнерских решений. Например, названия таких известных групп как «SPICE GIRLS» и «АЛИСА» являются зарегистрированными товарными знаками. Логотип (от др.-греч. логос — слово + типос — отпечаток. Буквально - отпечаток слова, названия) — оригинальное начертание полного или сокращённого наименования организации или товара. Логотип является словесной частью товарного знака. Как же зарегистрировать музыкальный проект...

Данным вопросом задаются не только начинающие музыканты, но и опытные деятели шоу-индустрии. Так, как успех любого исполнителя зависит не только от постоянного «вливания» денежных средств и агрессивной рекламной компании. Складывается он из многих составляющих, немаловажную роль из которых играют яркий имидж, выбор правильного названия, оригинальный логотип (последний из названных элементов был особенно актуален для музыки 80-х, начала 90-х годов). Если же проект готов «выстрелить» сию минуту, немедленно, то встает вопрос о необходимости надёжной охраны финансовых и творческих инвестиций. Современное законодательство не предусматривает какой-либо специальной регистрации музыкальных проектов и творческих коллективов. Вместе с тем, существуют различные способы защитить от воровства, например, название группы. Расскажем о некоторых из них.

Коллективный псевдоним - третий способ охраны названий творческих союзов. Согласно ст.19 ГК РФ («Право на имя») гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем или под псевдонимом (вымышленным именем) в случаях и порядке, предусмотренных законом. При этом приобретение прав и обязанностей под именем другого лица не допускается (п.4 ст.19 ГК РФ). Возможность использования псевдонима предусмотрена Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах», регулирующим отношения, возникающие в связи с созданием и использованием объектов авторского права (произведений науки, литературы и искусства) и смежных прав (исполнений, фонограмм, постановок и передач эфирного или кабельного вещания). Однако право пользования псевдонимом прямо закреплено только за автором произведения (ст.15 указанного Закона) и в перечень прав исполнителя не входит (ст.37 Закона).
Первый способ – регистрация названия в качестве товарного знака. В соответствии с Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объёмные и другие обозначения и их комбинации в любом цвете или цветовом сочетании. Таким образом, допускается регистрация, как самого названия музыкального проекта (словесного обозначения), так и его изображения (логотипа), выполненного с использованием оригинальных шрифтов, символов, дизайнерских решений. Например, названия таких известных групп как «SPICE GIRLS» и «АЛИСА» являются зарегистрированными товарными знаками. Логотип (от др.-греч. логос — слово + типос — отпечаток. Буквально - отпечаток слова, названия) — оригинальное начертание полного или сокращённого наименования организации или товара. Логотип является словесной частью товарного знака. В качестве товарного знака можно зарегистрировать и концертный образ исполнителя – дизайн его костюма, оригинальный грим-маску (скажем, как у членов легендарной группы «KISS») и даже сценические декорации. При этом следует иметь в виду, что произведения искусства (в том числе дизайна и сценографии) и их фрагменты являются объектами авторского права, регистрация которых в качестве товарных знаков допускается только с согласия автора или его правопреемников (обладателей исключительных авторских прав на основе закона или договора). Владелец товарного знака имеет исключительные права пользоваться и распоряжаться своим знаком, а также запрещать его использование другим лицам. При этом следует иметь в виду, что товарный знак не может принадлежать гражданину (физическому лицу). Его регистрация осуществляется только на имя юридического лица, либо предпринимателя. Правом на регистрацию товарного знака, в частности, обладают руководитель музыкального коллектива, зарегистрированный в качестве предпринимателя без образования юридического лица и уполномоченный участниками группы на совершение сделок, музыкальное издательство или rec-компания. Следует отметить, что нередко исполнители подбираются для работы уже под готовым названием - брендом звукозаписывающей компании. Второй способ – охрана названия с помощью норм авторского права. В соответствии с п.3 ст.6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» часть произведения (включая его название), созданная творческим трудом, является объектом авторского права. Другими словами, авторское право предоставляет охрану достаточно оригинальному слову или словосочетанию, являющемуся названием произведения. Именно этим обусловлена невозможность распространения авторско-правовой охраны на имена сетевых доменов (например, Coca-Cola, Pepsi или Kodak не являются названиями произведений). Наименование же музыкального проекта – дело совсем другое. Название своей группы музыканты нередко присваивают первому альбому или одной из песен. Следовательно, обладатель исключительных авторских прав на названное в честь группы музыкальное произведение (или составное произведение - сборник, альбом) вправе разрешать или запрещать третьим лицам использование части произведения - его названия любым способом (например, воспроизводить на афишах, в рекламных материалах и т.д.). Вместе с тем, вопрос о возможности распространения авторско-правовой охраны на название, состоящее из одного слова, не совсем ясен. По мнению Н.В.Макагоновой, охрана таких названий невозможна ввиду: 1) отсутствия творческого вклада автора в слово, существующее независимо и объективно; 2) невозможности запрета другим авторам использовать основную единицу языка в качестве инструментария литературной деятельности; Действительно, наименования музыкальных коллективов в основной своей массе далеко не оригинальны. Даже многие из тех, что состоят из двух или более слов (например, «МАШИНА ВРЕМЕНИ» или «СЕКТОР ГАЗА») не могут охраняться рассматриваемым способом. Распространение же норм авторского права на названия «ВИРУС», «МЕЧТАТЬ» или «ВОКРЕСЕНИЕ» просто не представляется возможным. Однако однословные названия с определенной степенью новаторства, индивидуальности все же встречаются. Взять хотя бы группы «ЛЕПРИКОНСЫ», «ЧАЙФ», «ДРЫНК», «PEP-SEE», «DEADУШКИ», «METALLICA». Такие языковые единицы достаточно оригинальны и не являются незаменимыми в инструментарии литераторов, их нет в словарях. Единственным препятствием получить авторско-правовую охрану для них является отсутствие одноименных произведений. Однословных же заголовков музыкальных произведений, в которых просматривается элемент творчества, можно привести достаточно много (альбом Ю.Асмолова «БОМЖОВИ»; песни «КАРМЕНСИТА» А.Свиридовой, «ШАНСОНЬЕТКА» А.Новикова, «ДЖАЯЙЯ» группы «Русский размер» и т.д.) Коллективный псевдоним - третий способ охраны названий творческих союзов. Согласно ст.19 ГК РФ («Право на имя») гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем или под псевдонимом (вымышленным именем) в случаях и порядке, предусмотренных законом. При этом приобретение прав и обязанностей под именем другого лица не допускается (п.4 ст.19 ГК РФ). Возможность использования псевдонима предусмотрена Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах», регулирующим отношения, возникающие в связи с созданием и использованием объектов авторского права (произведений науки, литературы и искусства) и смежных прав (исполнений, фонограмм, постановок и передач эфирного или кабельного вещания). Однако право пользования псевдонимом прямо закреплено только за автором произведения (ст.15 указанного Закона) и в перечень прав исполнителя не входит (ст.37 Закона). Как правило, музыкальный коллектив состоит из авторов исполняемого материала и аранжировщиков – авторов производных произведений (ст.ст.7,12 Закона). Поэтому простейшим способом «регистрации» названия группы является письменное соглашение об осуществлении совместной творческой, концертной и иной музыкальной деятельности под этим названием, подписанное участниками коллектива. Такое соглашение, при появлении группы с аналогичным названием, поможет установить, если так можно выразиться, дату «приоритета» названия и сыграет роль в переговорах или судебном разбирательстве. Если же такого соглашения нет, в случае возникновения конфликта необходимо будет доказать, что вы приобретали права и обязанности под данным коллективным псевдонимом раньше, чем кто-либо другой. Вопрос же о праве использовать псевдоним исключительно исполнительскому коллективу, не включающему авторов репертуара, на сегодняшний день однозначно не решён ввиду отсутствия прямого указания на этот счёт в законе. Между тем, основания возникновения и реализации неимущественных прав автора и неимущественных прав исполнителя достаточно сходны, что дает возможность применить аналогию. Вопрос только какую? Аналогию закона или права? С.А.Судариков в книге «Основы авторского права», отмечая неурегулированность некоторых вопросов законодательства о смежных правах по сравнению с нормами авторского права, указывает именно на применение аналогии закона, основывая свои выводы на соответствующих нормах ГК Республики Беларусь: «…в случаях, когда предусмотренные ст.1 Кодекса отношения прямо не урегулированы актами законодательства, то к таким отношениям, поскольку это не противоречит их существу, применяется норма гражданского законодательства, регулирующего сходные отношения (аналогия закона)» Законодательство России тоже содержит похожую норму – п.1 ст.6 ГК РФ, отличие которой от приведённого положения белорусского ГК состоит в том, что «… к таким отношениям … применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона)». Таким образом, если ГК Республики Беларусь допускает восполнение пробелов в законодательстве путём применения любой аналогичной нормы права, то ГК РФ – норм «закона, регулирующего сходные отношения». Применение же норм из одного раздела закона к пробелам другого раздела того же самого закона вряд ли возможно. Скорее речь, в данном случае, может идти об аналогии права: общие начала и смысл гражданского законодательства, а также требования добросовестности, разумности и справедливости (п.2 ст.6 ГК РФ), позволяют пользоваться псевдонимом не только автору произведения, но и исполнителю (коллективу исполнителей). Есть правда еще один способ охраны. Чтобы не утруждать себя изучением законодательства, некоторые находчивые (или амбициозные) исполнители называют группы своими именами (например, «ЗЕМФИРА», «ЧИЧЕРИНА», «DIO», «UDO», «DORO», «BON JOVI», «CHIK COREA ELEKTRIC BAND» и др.) или сами меняют настоящие ф.и.о. на название группы официально, с внесением изменений в документы, удостоверяющие личность. Как известно, гражданин, достигший 16-ти лет, вправе переменить имя, полученное им при рождении. Например, не так давно прошёл слух о том, что лидеры популярной группы «БИ-2» значатся по паспортам как Лева БИ-2 и Шура БИ-2. И не смотря на то, что музыканты в другом интервью опровергли эту информацию, подобный приём все же используется людьми различных творческих профессий. В заключение следует отметить, что согласно ст.7 Закона о товарных знаках не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, воспроизводящие фамилии, имена, псевдонимы и производные от них известных лиц без согласия этих лиц. На этом основании участники уже прославившейся группы, при обнаружении чужого товарного знака, воспроизводящего их наименование, вправе подать возражения против регистрации такого знака и добиться её недействительности. В.В.Погуляев Источник - www.fdstar.com: Сайт любителей электронной музыки