Разделы сайта

О сайте

Данный сайт целиком и полностью посвящен электронной музыке, созданию музыки на компьютере. Если раньше, для того, чтобы исполнить написанную композитором мелодию требовался оркестровый ансамбль, то теперь его с успехом заменяет программный семплер или секвенсор. Теперь каждый композитор может создавать и "исполнять" свою музыку на компьютере. Причем звучание искусственных (VST или DX) инструментов порой даже превосходит звучание живых прототипов. Появились даже новые, не существовавшие ранее чисто электронные звуки, которые можно получить только на электронном синтезаторе. Настала эра электронной музыки!

CJ Форум

Последние записи

Музыкальные проекты

Эквализация

Эквализация (англ. Equalization) - процесс обработки звукового сигнала эквалайзером. Термин обычно подразумевает коррекцию амплитуды или изменение отношения частот. При создании композиций эквализация применяется в 90% случаев, эквализация каждого инструмента это первый шаг при начале микширования. Процесс эквализации можно условно разделить на две части: техническую эквализацию и художественную эквализацию.

Эквализация инструментов Бочка (Kick Drum) Основная грязь находится в районе 300 Гц. Для дополнительной четкости можно попробовать поднять 5-7 КГц. • 50 – 100 Гц: основной бас • 100 – 250 Гц: жир • 250 – 800 Гц: грязь • 5 – 8 КГц: щелчек • 8 – 12 КГц: свист Малый барабан (Snare) Попробуйте слегка приподнять в районе 60 – 120 Гц, если звук слишком вялый. Прибавьте слегка около 6 КГц для характерного шлепка. • 100 – 250 Гц: полнота звука • 6 – 8 КГц: четкость Тарелки и прочие хайхэты (hi-hats and cymbals) Основная грязь находится в районе 300 Гц. Для придания яркости есть смысл поднять около 3 КГц. • 250 – 800 КГц: грязь • 1 – 6 КГц: насыщенность • 6 – 8 КГц: прозрачность • 8 – 12 КГц: яркость Бас Попробуйте приподнять около 60 Гц чтобы добавить плотности. Основная грязь находится в районе 300 Гц. Для большей отчетливости можно поднять в районе 6 КГц. • 500 – 100 Гц: саб бас • 100 – 250 Гц: жир • 250 – 800 Гц: грязь • 800 – 1000 Гц: добавляет мяса на маленьких колонках • 1 – 6 КГц: отчетливость • 6 – 8 КГц: еще большая отчетливость • 8 – 12 КГц: свист Эквализация вокала Вокал – это сложно, и очень многое зависит от микрофона, использованного для записи. Так что не стоит воспринимать нижеприведенный список как истину в последней инстанции. Тем не менее: попробуйте поиграть с частотой около 300 Гц. Для большей прозрачности попробуйте поднять около 6 КГц. • 100 – 250 Гц: усиливает крупный план • 250 – 800 Гц: зона грязи • 1 – 6 КГц: живость • 6 – 8 КГц: разборчивость • 8 – 12 Гц: яркость Смысл технической эквализации заключается в необходимости устранения частотных конфликтов между инструментами. Связано это с нелинейностью человеческого слуха и в частности с эффектом слуховой маскировки. Суть эффекта: если имеется два источника звука с похожими (перекрывающимися) частотными спектрами и один звук громче чем другой, то более тихий звук будет плохо слышен или совсем не слышен. Яркий пример - разговор в метро. Когда мимо проезжает поезд, то в какой-то момент ухо перестаёт слышать, что говорит собеседник. То есть шум поезда (перекрывающий спектр человеческой речи) становится намного громче и ухо не слышит голос собеседника. Такая же ситуация происходит и со звуками инструментов. Все сталкивались с такой проблемой, что по отдельности все инструменты звучат хорошо, а вместе - получается "каша". Эта самая "каша" и есть результат слуховой маскировки. В акустической музыке (оркестры), где эквализация невозможна и звук инструментов не меняется, избежать проблемы частотных конфликтов можно только правильной аранжировкой и оркестровкой. В электронной же, где нет "устоявшихся" звуков, эквалайзеры применяются в 90% случаев, решая постоянно возникающие частотные конфликты между инструментами. Основная задача технической эквализации как раз и стоит в разрешении этих самых частотных конфликтов. Перед тем, как рассмотреть основные принципы эквализации, нужно разобраться, на какие участки подразделяется диапазон слышимых частот, и как каждый из них воздействует на слух. Весь звуковой диапазон можно разделить на шесть чётких частотных полос, каждая из которых значительно влияет на общее звучание записи. Низкие басы, суббас (от 10 Гц до 80 Гц) - это самые низкие ноты, от которых резонирует комната, а провода начинают гудеть. Если ваша звуковоспроизводящая аппаратура не воспроизводит эти частоты, вы должны ощутить потерю насыщенности и глубины звука. Естественно, при записи и сведении потеря этих частот вызовет тот же эффект. Верхние басы (от 80 Гц до 200 Гц) - это верхние ноты басовых инструментов и самые низкие ноты таких инструментов, как гитара. Если потерять этот регистр, то вместе с ним потеряется и ощущение силы звука. Именно в этих частотах содержится энергия, которая заставляет пританцовывать под музыку, основная энергия ритм-секции сконцентрирована именно в этом регистре. Нижняя середина, диапазон средних частот (от 200 Гц до 2000 Гц) - в этой области лежат низкие гармоники большинства музыкальных инструментов. Если эту область поднять слишком сильно, то звучание может приобрести "телефонный" характер. Если сильно поднять полосу частот от 500 до 1000 Гц, то звучание инструментов будет напоминать медные духовые, а если слишком поднять октаву 1000 - 2000 Гц, звучание станет "жестяным". Чрезмерная громкость этой частотной полосы утомляет слух. Верхняя середина, верхняя половина среднечастотного диапазона (от 2 кГц до 4 кГц) - если слишком сильно поднять эту полосу, то замаскируются звуки важные для понимания речи. Речь станет шепелявой, фонемы, формируемые с помощью губ, станут неразличимы. Излишний подъем этой частотной полосы, особенно 3 кГц, утомляет слух. В случаях, когда вокал погребён под инструментами, нужно попробовать прибрать 3 кГц у инструментов, а у вокала - добавить. Так можно показать вокал, не убирая громкость инструментов. Присутствие (от 4 кГц до 6 кГц) - "отвечает" за чистоту и определённость звучания голоса и инструментов. При подъёме этого участка частотного диапазона музыка кажется "ближе" к слушателю. Убавление 5 кГц делает звучание более удалённым и прозрачным. Бриллианс, блеск (от 6 кГц до 16 кГц) - управляет блеском и прозрачностью звука. Слишком большой подъем этой области частот может преувеличить шипящие фонемы у певцов.

Техническая эквализация

Смысл технической эквализации заключается в необходимости устранения частотных конфликтов между инструментами. Связано это с нелинейностью человеческого слуха и в частности с эффектом слуховой маскировки. Суть эффекта: если имеется два источника звука с похожими (перекрывающимися) частотными спектрами и один звук громче чем другой, то более тихий звук будет плохо слышен или совсем не слышен. Яркий пример - разговор в метро. Когда мимо проезжает поезд, то в какой-то момент ухо перестаёт слышать, что говорит собеседник. То есть шум поезда (перекрывающий спектр человеческой речи) становится намного громче и ухо не слышит голос собеседника. Такая же ситуация происходит и со звуками инструментов. Все сталкивались с такой проблемой, что по отдельности все инструменты звучат хорошо, а вместе - получается "каша". Эта самая "каша" и есть результат слуховой маскировки. В акустической музыке (оркестры), где эквализация невозможна и звук инструментов не меняется, избежать проблемы частотных конфликтов можно только правильной аранжировкой и оркестровкой. В электронной же, где нет "устоявшихся" звуков, эквалайзеры применяются в 90% случаев, решая постоянно возникающие частотные конфликты между инструментами. Основная задача технической эквализации как раз и стоит в разрешении этих самых частотных конфликтов.

Художественная эквализация

При художественной эквализации тембру звука придаются определённые характеристики. Тембр может быть приукрашен или изменён до неузнаваемости. Большое количество художественной эквализации применяется в электронной музыке и диджеинге. Многие музыканты при записи или выступлениях используют различные эквалайзеры для получения неповторимого звучания своих инструментов, а также особых эффектов, связанных с ярким выделением специфических частотных полос. Например, убрав с помощью эквалайзера все низкие и высокие частоты и оставив только средний диапазон, можно получить эффект "старого радиоприемника". При художественной эквализации живых инструментов существуют определённые области частот, добавление или вырезание которых придаёт инструменту определённых характеристик (дыхания, плотности, атаки и т.д. ). Ознакомиться с частотами эквализации живых инструментов можно в статье "Эквализация инструментов". При художественной эквализации не живых инструментов (синтезированные партии, синтезированные бочки, неживые хэты и т.д.), электронных стилей музыки например таких как House, Trance, Techno и т.д., нет определённых "советов". Причина в том, что частотные характеристики синтезированных звуков довольно различны, каждый звук имеет свои индивидуальные особенности, применять к ним какие либо шаблоны не имеет смысла.

Принципы эквализации

Главный принцип - это умеренность. Бессмысленно эквализировать, руководствуясь принципом «потому что надо». Для эквализации, как и для любой другой обработки, нужна веская причина. Второй принцип - чем меньше эквализации, тем лучше. Не трогайте ручки до того, пока точно не узнаете, что именно вы хотите сделать! Сначала определите, что со звуком не в порядке, и если он вас в принципе устраивает - не разрушайте его. Третий принцип - эквалайзер менее заметно работает при вырезании частот, более заметно при добавлении частот. Если гитара звучит слишком "тонко", попробуйте прибрать высокие частоты и увеличить громкость - эффект будет заметнее, чем если вы станете добавлять низкие или средние частоты. Это также связанно с тем что многие эквалайзеры вносят фазовые искажения к изменяемым частотам. Четвёртый принцип - в нижних диапазонах используйте малую ширину полосы, в верхних диапазонах большую ширину полосы. Пятый принцип - изменение в одном диапазоне будет влиять на звук в других диапазонах. Шестой принцип - решение частотных конфликтов проще всего делать по группам инструментов. Примером одной из групп (низкочастотной) могут быть звуки бочки и бас.

Диапазоны слышимых частот

Диапазон Описание Эффект
Суббас 16-60 Гц Ощущение мощи; чувствуется больше, чем слышится. Слишком большой подъем даёт грязь
Бас 60-250 Гц Основные ноты ритм-секции; делает музыку "жирной" или "тонкой". Слишком большой подъем делает звучание гулким
Низкая середина 250-2000 Гц Здесь лежат нижние гармоники большинства инструментов. Подъем 500-1000 Гц дает "медное духовое" звучание, 1-2 кГц - "жестяное"
Высокая середина 2 кГц - 4 кГц Распознавание звуков речи, таких, как "м", "б", "в". Слишком громко - утомляет слух
Присутствие 4 кГц 6 кГц Чистота и определённость звучания голосов и инструментов. Подъем - музыка становится "ближе"
Бриллианс 6 кГц - 16 кГц Управляет блеском и ясностью. Слишком большой подъем - шепелявость звучания речи.
Подробнее о частотах музыкальных инструментов читайте здесь. Не трогайте ручки до того, пока точно не узнаете, что именно вы хотите сделать! Сначала определите, что со звуком не в порядке, и если он вас в принципе устраивает - не разрушайте его. Чем меньше инструментов в миксе, тем громче каждый из них должен звучать. Чем больше инструментов, тем меньше делаются их уровни. Чтобы все элементы микса лучше подходили друг к другу, выравнивайте их, манипулируя частотами, так, чтобы у каждого инструмента была своя частотная полоса. Обратите внимание на ритмсекцию (бас и барабаны). Она должна звучать ясно и отчётливо. Нужно ясно слышать каждый инструмент. Лучший способ этого добиться - сделать, чтобы каждый инструмент находился в своей частотной полосе. После подстраивания частот инструмент вне микса может звучать ужасно. Не обращайте внимания. Главное, чтобы все вместе звучало хорошо.