Разделы сайта

О сайте

Данный сайт целиком и полностью посвящен электронной музыке, созданию музыки на компьютере. Если раньше, для того, чтобы исполнить написанную композитором мелодию требовался оркестровый ансамбль, то теперь его с успехом заменяет программный семплер или секвенсор. Теперь каждый композитор может создавать и "исполнять" свою музыку на компьютере. Причем звучание искусственных (VST или DX) инструментов порой даже превосходит звучание живых прототипов. Появились даже новые, не существовавшие ранее чисто электронные звуки, которые можно получить только на электронном синтезаторе. Настала эра электронной музыки!

CJ Форум

Последние записи

Музыкальные проекты

Что такое арпеджиатор

АрпеджиоАрпеджиатура (от итал. arpaарфа) — так называется исполнение аккордов на фортепиано и струнных инструментах, как на арфе, путём перебора.  причем звуки аккорда следуют один за другим. Самый употребительный знак для арпеджио ставится перед аккордом; иногда употребляется также знак дуги: (. Арпеджированные аккорды называются также «ломанными» или разбитыми, с этим выражением связаны такие звуковые группы в гармонической фигурации, которые происходят от раздробления аккордов, и в которых отдельные ноты аккорда могут подвергаться различной перестановке. Такие фигуры и суть так называемые басы Альберти (арфовые басы, арпеджированные басы, или точнее арпеджированный аккомпанемент в басу), носящие свое название от Доменико Альберти (знаменитого певца и виртуоза на клавесинах, жившего в первой половине XVIII столетия в Италии и Испании), который особенно часто употреблял в своих композициях для клавесины такие расчлененные аккорды в виде фигур аккомпанемента. Арпеджио в более старинной фортепьянной музыке, около 1700 г., применялись так часто, что целые пьесы написаны таким способом.

В помощь музыканту: арпеджиатор (Arpeggiator)

Арпеджиатор (Arpeggiator, Arp) – предназначен для быстрого создания ритмических паттернов из входящих MIDI сообщений. По заданному алгоритму; Арпеджиатор преобразует одновременно звучащие ноты в последовательную форму.

рпеджиатор может функционировать на уровне MIDI эффектов. Благодаря арпеджиатору можно легко и быстро создавать партии инструментов, исполняющих ноты методом "перебора".Типы арпеджио меняются один на другой в уже записанной партии, если она была создана арпеджиатором. Арпеджиатор-секвенсор. Музыкантам хорошо известны секвенсоры (sequencer - генератор последовательностей). В упрощённых секвенсорах арпеджиаторы широко используются. Они формируют периодическую звуковую последовательность из одной ноты, меняя её высоту и каждую из которых можно настроить отдельно. Для создания периодически повторяющихся партий, ритмичная структура которых не изменяется на протяжении длительных участков композиции, нужен именно такой режим работы. Высота генерируемой ноты, для каждого шага, изменяется с помощью двух параметров Octave (Октава) и Transpose (Транспонирование). Первый, позволяет транспонировать ноты на целое число октав в пределах от -2 до +2 октав. Второй помогает сместить ноты на целое количество полутонов в диапазоне от -11 до +11. С применением двух данных параметров можно сгенерировать практически любую мелодию. Выразительность получаемых ритмов во многом определяется динамическими характеристиками исходного звука. Из звука, тембр которого периодически изменяется под воздействием LFO, можно получить такой паттерн. Арпеджиатор с эффектом дилэя. Смешивание в заданной пропорции с исходным сигналом, при задерживании его на некоторое время достигается при применении, совместно с арпеджиатором эффекта дилэя (Delay - Задержка). Аудиоэффект дилэй создает дополнительные копии аудиосигнала. Арпеджиатор обладает многими характеристиками, которые привлекают и повышают целесообразность его использования. Одним из примеров может послужить плагин Native Instruments FM8. 32-ступеньчатый арпеджиатор в составе FM8 совмещён с некоторыми возможностями секвенсора. Доступ к арпеджиатору открывается на одноименной вкладке Arpeggiator Б. пр. Включается арпеджиатор кнопкой ON, расположенной в секции Global (Глобальные параметры), в которой также находятся элементы управления, позволяющие копировать, вставлять и сохранять все настройки блока (Copy, Paste, Save соответственно). Паттерн - это полный ритмический цикл арпеджиатора, состоящего из 32 шагов. С помощью редактора паттерна FM8 можно индивидуально настроить каждый шаг по шести параметрам. Редактор паттерна. С помощью ползунка, в виде вертикальной стрелки, регулируется количество шагов в паттерне. Для тех позиций в паттерне, для которых, активирован соответствующий параметр On, арпеджиатор генерирует ноты. Указать какая из входящих нот будет проигрываться на данном шаге можно с помощью строки параметра Note Order. Если арпеджио генерируется для нескольких одновременно звучащих нот, арпеджиатор так ,отмечает значения Note Order, самую низкую ноту равной единице, следующую за ней по высоте - двойке и т.д. При активированном переключателе Down (Вниз) в секции Mode (Режим), порядок нумерации меняется на противоположный. Б.пр.  On и Note Order являются основными для программирования арпеджио. Другие параметры не являются обязательными. Например, арпеджио, приведенное в самом начале статьи, было сгенерировано арпеджиатором с длиной паттерна на 8 шагов со следующими настройками: On для всех шагов в паттерне был активирован, значения Note Order составили ряд чисел 1; 2; 3; 2; 4; 2; 3; 2. Accent (Акцент) акцентирует каждый шаг в паттерне с помощью соответствующего переключателя. Сгенерированная нота получает дополнительную прибавку к ее значению скорости нажатия (Velocity).  Tie (Связывание) - последний параметр редактора паттернов, предназначенный для проигрывания нот в режиме легато. Т.е. нота, сгенерированная на шаге, для которого активирован переключатель Tie, будет проиграна неразрывно вместе с предыдущей нотой, если нота на предыдущем шаге не имеет такую же высоту. Предыдущая нота ,просто продолжит свое звучание. Портаменто FM8, сгенерирует полноценный плавный переход частоты от одной ноты к другой при их неразрывной связи. Параметр Tie позволяет воспользоваться всеми преимуществами режима портаменто FM8. Reset (Сброс) и Rnd (Random - Случайный), кнопки используемые в редакторе паттернов, для быстрой настройки каждого из шести параметров. Кнопка Reset , инициализирует соответствующий параметр для всех шагов в значение по умолчанию. Кнопка Rnd -генерирует случайную последовательность значений данного параметра для каждого шага, а значит, имеется большой выбор из вариантов подобранных  с её помощью. Если проигрывание паттерна начинается не вовремя в композиции, то две кнопки со стрелками (над кнопками Reset и Rnd), могут последовательно смещать паттерн вправо и влево по одному шагу. Mode (Режим) отвечает за общую реакцию арпеджиатора на события нажатия и отпускания нот. В его секции, переключатели: Hold, Key Sync, One Shot. Holdдержание) даёт проигрывать заданный паттерн после того, как все ноты отзвучали. Key Sync (Синхронизация с клавишами) перезапускает работу арпеджиатора  каждый раз при появлении нового MIDI сообщения о нажатии клавиши. One Shot (Одна порция) заставляет арпеджиатор замолкать, после проигрывания паттерна только один раз. Repeat Mode (Режим повторения) разрешает ситуацию, когда арпеджиатор при генерации паттерна, встречает в строке параметра Note Order значение, превышающее количество одновременно звучащих в данный момент нот. В раскрывающемся списке доступно несколько вариантов замещения недостающих нот.Tempo sync (Синхронизация с темпом) синхронизирует темп композиции. Б.пр.Tempo (Темп) настраивает скорость воспроизведения и размерность паттерна. Два поля ввода цифр отвечают за общий темп и размерность одного шага в паттерне (слева направо соответственно). Например, размерность ступени равная 1/16 означает, что один шаг в паттерне соответствует одной ноте длительностью 1/16 такта. Переключатели Triplets (Триоли) and Dotted (Ноты с точкой, ноты с увеличенной длительностью) изменяют общую размерность такта в паттерне на более удобную для ввода нот соответствующей названиям длительности. Значение параметра Note Length (Длительность нот) определяет какую часть шага паттерна соответствующая ему нота будет звучать, а какую будет молчать. При любом ненулевом значении Shuffle (Смещение) каждый второй шаг в паттерне будет смещен вперед, либо назад во времени, что может оказаться полезным при создании ломаных ритмов. Б.пр.Expression (Выразительность) расположены регуляторы, влияющие на динамику генерируемых нот. При включенном переключателе Vel (Velocity - Скорость, скорость нажатия клавиш) арпеджиатор генерирует ноты с одинаковой скоростью нажатия, равной значению установленному регулятором Velocity. Accent (Акцент) регулирует степень увеличения скорости нажатия для акцентированных шагов паттерна. Б.пр.Арпеджиатор может подвергать обработке все входящие ноты, а может обрабатывать ноты только из определенного диапазона. Если активирован переключатель Split (Разбиение), то все ноты, которые лежат выше чем нота, указанная в поле ввода внизу секции, будут участвовать в формировании арпеджио. Все остальные ноты - нет. Если переключатель Bass (Бас) находится в состоянии ON, то диапазон нот разбивается в обратном направлении, т.е. все ноты, лежащие выше заданной, звучат без изменения, а все остальные обрабатываются арпеджиатором.