Разделы сайта

О сайте

Данный сайт целиком и полностью посвящен электронной музыке, созданию музыки на компьютере. Если раньше, для того, чтобы исполнить написанную композитором мелодию требовался оркестровый ансамбль, то теперь его с успехом заменяет программный семплер или секвенсор. Теперь каждый композитор может создавать и "исполнять" свою музыку на компьютере. Причем звучание искусственных (VST или DX) инструментов порой даже превосходит звучание живых прототипов. Появились даже новые, не существовавшие ранее чисто электронные звуки, которые можно получить только на электронном синтезаторе. Настала эра электронной музыки!

CJ Форум

Последние записи

Музыкальные проекты

Side Chain в FL Studio без применения сторонних VST плагинов и эфектов

Изображение
Сейчас я расскажу вам, как во фруктах сделать side chain компрессию, только родными средствами самих фруктов, без сторонних плагинов и эфектов. SideChain компрессия используется для того, чтобы "заглушить" какой-либо инструмент в тот момент, когда начинает звучать другой. В частности, это используется для того, чтобы "качала" бас-линия в тот момент, когда происходит удар по бас-бочке. Т.е. как только ударяет бас-бочка, глушится бас-линия. От этого создается своеобразный эффект качания.

SideChain компрессия используется для того, чтобы "заглушить" какой-либо инструмент в тот момент, когда начинает звучать другой. В частности, это используется для того, чтобы "качала" бас-линия в тот момент, когда происходит удар по бас-бочке. Т.е. как только ударяет бас-бочка, глушится бас-линия. От этого создается своеобразный эффект качания.
Сейчас я расскажу вам, как во фруктах сделать side chain компрессию, только родными средствами самих фруктов, без сторонних плагинов и эфектов. Но для начала не много теории, для тех, кто не знает что такое side chain и для чего это нужно. А для тех же, кто имеет счастье знать об этом, но желающих просто узнать ещё об одном способе реализации сего фокуса, предлагаю читать сразу от пометки «Для тех кто знает про Side chain – читать отсюда».Учтите, что я не претендую на оригинальность и авторство данного варианта. Всё что я пишу здесь, предназначено в основном для тех, кто хочет научиться ещё одному секрету в сведении микса. Side chain [сайд чейн] - дословно в переводе с английского звучит, как сторонняя цепь. И под этим понятием лежит следующая функциональность – один сигнал управляет параметрами другого сигнала, как сторонний фактор, влияющий на те или иные свойства, управляемого сигнала. Не слишком сложно надеюсь? Попробую пояснить на конкретном примере. Представьте себе, что мы имеем два генератора (осциллятора) звуковых сигналов, к примеру два генератора синусоидальных волн. Назовём их генератор А и генератор Б. Представили? А теперь ещё представьте следующее, амплитуда волны, на выходе генератора Б, зависит от частоты колебаний генератора А. Я вас ещё не совсем запутал? Проще говоря, частота первого сигнала управляет амплитудой второго сигнала. Но для того, чтобы генератор Б, мог быть управляемым, в нём предусматривается специальный чувствительный вход, на который и подаётся сигнал с генератора А. В нашем случае генератор А является сторонним фактором, влияющим на генератор Б. И та связь, которая существует между ними, для генератора Б как раз и является сторонней цепью. Вот собственно и вся теория. Ну по крайней мере в моём пересказе :-) А теперь постараюсь рассказать о том, что же нам подобные цепные связи могут предложить? А предложить они могу, очень даже разные штучки! Я вам показал пример, когда генератор А влияет на амплитуду (громкость) генератора В. Но в действительности, генератор А может влиять и на другие параметры генератора B, или даже на несколько его параметров сразу. C таким же успехом, генератор А может управлять и шириной импульса, или частотой генератора Б. Подобные связи являются основой FM синтеза и других модуляционных эффектов в формировании звука. Кроме того за фактор влияния, можно взять не только частоту генератора А, но и любой другой его параметр. Например амплитуда сигнала А, может управлять сдвигом фазы сигнала Б. В общем предела фантазии как говорится, нету. Но сейчас мы поговорим не о красотах всех этих штучек, а о конкретном и пожалуй самом распространённом применении сторонней цепи на практике. Пожалуй, большинство жанров и направлений в музыке, подразумевает наличие барабанных/ударных инструментов и баса. Ведь каждому музыканту известно, что барабаны и бас, являются ритм секцией в музыкальной композиции. Именно они задают темп и основной ритм. И как правило среди барабанов, в композиции не мало важную (а может и главную) часть, представляет собой «бочка», или Kick. Именно она чаще всего отсчитывает главные удары такта и именно она чаще всего задаёт доли музыкального размера. И чтобы трек звучал ритмично и «качёво», бочка и бас должны быть хорошо слышны и взаимодополняемы в общем миксе. Но при этом не громкими до такой степени, чтобы своими ударами и гудением заглушать все остальные инструменты. Так как бочка и бас сами по себе являются низкочастотными звуками, то этого добиться не так уж и сложно на общем фоне. Но в тоже время именно поэтому, они могут и глушить друг друга, потому как их спектры пересекаются между собой больше, чем с другими инструментами в композиции. И в этом случае, по отдельности бочка и бас слышны чётко и ясно, но когда они звучат вместе, вся прелесть и острота их мяса, может превратиться в размытую басовую кашу. Или что ещё хуже, их общий удар, может вызывать перегрузку по низким частотам. Многие новички в такой ситуации, начинают прибавлять громкость бочки или баса с той целью, чтобы избежать создаваемой ими каши, но при этом жертвуя действительно желаемой громкостью звучания. Ведь по отдельности и бас и бочка звучат именно так как надо, но когда вместе… Вот и приходится идти на жертву. Но что хуже всего, часто подобное увеличение громкости приводит к перегрузкам по низам, о которых я тоже упомянул. Так как по сути увеличив бас или бочку, при их одновременном звучании, мы получаем ещё большую амплитуду в нижней части спектра. Помню у меня у самого дело доходило до того, что мне приходилось понижать либо все инструменты пропорционально по громкости, либо понижать громкость микса в целом, ради того, чтобы бас и бочка не зашкаливали по низам. Встречал я и более сообразительных творцов, которые занижали громкость баса, в моменты его удара одновременно с бочкой. Занижали путём ручного редактирования velocity, каждой такой одновременно звучащей с бочкой ноты. И это являлось почти что правильным выходом из ситуации. Почему именно «почти что», спросите вы? Да потому, что не всегда бас может звучать с одинаковым оттенком, на разной velosity. Что если синтезатор баса настроен так, что при разной velosity меняется частота среза фильтра? Ведь такой трюк очень часто применяется для акцентирования партии баса. И в итоге мы можем получить не совсем желаемый (а может и вовсе не желаемый) рисунок бас партии. А ещё, чтобы поменять степень подавления, в одновременно звучащих с бочкой нотах баса, мы должны опять так же в ручную настраивать velosity, каждой такой ноты по крайней мере в нескольких паттернах проекта. И тут не исключены не точности и ошибки. Да и сам процесс может быть довольно утомительным. Но всё же данный вариан я назвал «почти что» правильным не зря. Давайте задумаемся, что нам в действительности нужно? И вот ответ: нам нужно, чтобы при одновременном звучании бочки и баса не было каши и чтобы не было перегруза по низам, в тот момент, когда бьёт бочка, громкость баса должна быть ниже, чем в моменты без бочки. Почему нужно понижать именно бас а не бочку, в момент их одновременного звучания? Да потому, что бочка звучащая на разной громкости будет очень не красива в композиции. Ведь основной «кач» задаёт именно она и мы ведь не хотим, чтобы этот «кач» терялся. Ну а если бас будет звучать чуть тише в те моменты, когда стучит бочка – этого почти не будет заметно, если всё отрегулировать правильно. Зато мы избежим перегрузов по низам и той низкочастотной «каши» о которой я писал. Соответственно вариант с понижением баса – это именно то, что нам нужно. Но так как понижать ноты баса ручками при помощи velocity не всегда приемлемо, а с помощью автоматизации общей громкости баса и по давно геморно. И так, мы подходим к ключевому моменту. Суть проблемы ясна и то что нам нужно я тоже описал. Теперь давайте вспомним о тех двух генераторах А и Б. Что если в качестве управляющего генератора А мы задействуем инструмент, который выдаёт звук бочки? А в качестве генератора Б, соответственно инструмент баса? Тогда мы и получаем тот самый Side chain! Громкость звучания бочки будет управлять громкостью звучания баса! Для решения подобных задач имеются множество сторонних VST плагинов, которые имеют специальный чувствительный вход. Подавая звук бочки на этот вход, мы можем управлять этим плагином, ну а сам плагин нужно ставить на канал микшера баса, в качестве инсерта. В основном плагины для этих задач представляют собой компрессоры, и их чувствительный вход управляет степенью компрессии сигнала, обрабатываемым этим компрессором. В тот момент когда на управляющий вход компрессора ничего не подаётся – обрабатываемый звук жмётся с одной степенью, а в тот момент когда на вход приходит управляющий сигнал - звук жмётся чуть больше. В итоге мы получаем автоматически регулируемую громкость, обрабатываемого этим компрессором звукового сигнала а в данном случае громкость баса. И нам уже ненужно заморачиваться над каждой отдельной нотой баса. Приводить список плагинов, которые имеют данную возможность я сейчас не буду, так как я обещал рассказать о способе достижения подобного поведения, при помощи родных средств FL Studio. И теперь мне остаётся только описать, как это сделать. Для тех кто знает про Side chain – читать отсюда… И так… В качестве управляющего генератора мы применим родной плагин FL Studio - Fruity Peak Controller, а в качестве управляемого проще всего использовать родной плагин - Fruity Balance. Выводим звук бочки на отдельный канал микшера:
Изображение
Затем на этот канал в инсерт, ставим Fruity Peak Controller. Убираем галочку MUTE, кнобы BASE и VOL выставляем примерно в 10% и 60% соответственно, а кноб DEC выкручиваем до конца в право:
Изображение
Теперь с помощью Fruity Peak Controller мы может отловить моменты удара бочки. При ударе этот плагин выдаёт управляющий сигнал, который нам и нужен. Теперь займёмся басом... Звук баса так же выводим на отдельный канал микшера:
Изображение
И теперь на этот канал в инсерт ставим плагин Fruity Balance:
Изображение
Этот плагин может управлять панорамой и громкостью проходящего через него сигнала. В нашем случае нам нужна именно громкость. Но громкость должна управляться тем сигналом, который выдаёт Fruity Peak Controller на канале бочки. Для этого мы должны связать кноб Volume с нужным нам сигналом. Жмём правую кнопку мышки на кнобе Volume и в выпадающем контекстном меню выбираем Link to controller:
Изображение
Появляется окно Remote control settings. Нас интересуют только два параметра в этом окне: Internal controller и Mapping formula. В первом мы должны выбрать, к какому сигналу нужно привязать кноб Volume. Так как мы на канале бочки поместили плагин Fruity Peak Controller, то в выпадающем списке этого параметра выбираем сигнал, который поступает с этого плагина, в нашем случае это будет Peak ctrl (Kick) - Peak. В скобках указывается имя канала микшера, на котором стоит нужный нам плагин, чтобы мы не запутались. Канал на который я вывожу звук бочки, в данном примере я назвал Kick. Сигнал с этого плагина, имеет положительные значения, соответствующие амплитуде звучания бочки. Но нам нужно, чтобы кноб Volume, в плагине Fruity Balance, уменьшал своё значение на ту величину, что выдаёт плагин Fruity Peak Controller на канале бочки. Поэтому во втором параметре Mapping formula, мы выбираем пункт Inverted, тем самым мы превращаем сигналы поступающие с Fruity Peak Controller в отрицательные значения. После того как мы всё выставили, окно Remote control settings должно выглядеть примерно так:
Изображение
Остаётся только нажать кнопку Accept и вуаля! Теперь при ударах бочки, кноб Volume, плагина Fruity Balance на канале баса, будет автоматом подкручиваться в лево, тем самым уменьшая громкость баса, а при затухании бочки, он будет обратно восстанавливать своё значение и тем самым опять поднимать громкость баса до исходного значения! И так, мы получили тот самый Side chain функционал, не прибегая при этом к сторонним VST плагинам. Общую громкость баса и бочки, мы всё так же можем регулировать на микшере, не боясь о том, что ноты баса одновременно звучащие с бочкой, будут нуждаться в настройках. Чтобы подкрепить всё написанное, я прикладываю файл проекта. В этом проекте бас и бочка слышны отчётливо и без всяких дополнительный настроек, но в реальных ваших проектах вы можете столкнутся с той проблемой о которой тут рассказано. И поетому данный проект нельзя рассматривать как показательный с точки зрения звука. Но он содержит всего лишь пример того, как можно сделать Side chain компрессию. И на последок ещё не много… По сути бочка может управлять не только громкостью баса. Очень часто подобный трюк применяется и для динамической раскачки микса, (бочка жмёт общую громкость всех остальных инструментов). В этом случае, каналы микшера тех инструментов которые она должна жать, роутятся на отдельный собирающий канал и уже на него можно ставить Fruity Balance. При этом канал микшера самой бочки не должен роутится в этот собирающий канал, дабы бочка не глушила саму себя. И ещё об одном применении данной техники, которую можно часто слышать в трансовых композициях – бочка жмёт громкость педов, в этом случае для плавного понижения и восстановления громкости нужно побаловаться настройками Fruity Peak Controller. В частности параметрами DEC (Decay – затухание сигнала) и TNS (Tension – плавный наклон). На этом позвольте закончить, успехов в творчестве! Ссылка на файл проекта. http://depositfiles.com/ru/files/bfajwq49a