Разделы сайта

О сайте

Данный сайт целиком и полностью посвящен электронной музыке, созданию музыки на компьютере. Если раньше, для того, чтобы исполнить написанную композитором мелодию требовался оркестровый ансамбль, то теперь его с успехом заменяет программный семплер или секвенсор. Теперь каждый композитор может создавать и "исполнять" свою музыку на компьютере. Причем звучание искусственных (VST или DX) инструментов порой даже превосходит звучание живых прототипов. Появились даже новые, не существовавшие ранее чисто электронные звуки, которые можно получить только на электронном синтезаторе. Настала эра электронной музыки!

CJ Форум

Последние записи

Музыкальные проекты

Музыковедение

Музыковедение — наука о музыке, одна из областей искусствознания. Это верно, но лишь отчасти. В музыковедении действительно есть научное ядро — система объективных знаний о музыке и музыкальной культуре.

Музыковедение — наука о музыке, одна из областей искусствознания. Это верно, но лишь отчасти. В музыковедении действительно есть научное ядро — система объективных знаний о музыке и музыкальной культуре. Есть в нем, однако, и литературно-художественные интерпретации музыки, музыкально-критические эссе, художественно-публицистические очерки. Поэтому музыковедение правильнее понимать как особую сферу общественного сознания и деятельности, промежуточную между искусством и наукой, связывающую художественное и научное познание, содействующее развитию музыкальной культуры общества. Отрасли музыковедения — теория музыки, история музыки, музыкальная этнография, музыкальная критика. Музыкальная акустика, изучающая акустические предпосылки музыкального искусства, и музыкальная психология, изучающая психологию музыкального творчества и восприятия, входят в музыковедение как самостоятельные разделы и вместе с тем являются частью физики (музыкальная акустика) или психологии (музыкальная психология). В 60—70-е гг. 20 в. выделилась как особая дисциплина музыкальная социология, изучающая конкретные формы жизни музыки в обществе. На комплексное понимание музыковедения указывает и сам термин. «Ведение» — знание. Знания о музыке, оформленные в систему, образуют музыкальную науку. Ведение — это и интуитивное схватывание сути вещей. Не случайно в этимологическом родстве с ним состоит слово «видение». И эта сторона тоже присутствует в музыковедении: ведь только путем полного непосредственного духовного слияния с музыкой можно постичь ее внутренний смысл. Так рождаются проникновенные музыковедческие толкования произведений. Связи с этимологически родственными словами «совесть», «вежливый» прочерчивают еще одну — ценностно-этическую сторону в музыковедении. Оно и в самом деле оценивает музыку, стремится отделить произведения вечные, способные обогатить человечество, поднять его на новую ступень нравственного совершенства, от произведений ложного искусства — безликих, вульгарных, слащавых и фальшивых, лишь внешне занимательных. Этой задаче посвящает себя музыкальная критика. Есть в этом корне еще один важный смысловой оттенок — «заведовать». Музыковедение несет ответственность перед обществом за состояние дел в музыкальной культуре. Оно пронизывает собой всю систему музыкального образования и воспитания, исследует эффективность бытия музыки в обществе, с помощью музыкальной публицистики стремится совершенствовать организацию музыкальной жизни и культуры. Наука о музыке, средоточие объективных знаний, представляет собой разветвленную систему исторических и теоретических дисциплин. История музыки рассматривает процесс развития музыкальной культуры (в масштабах истории человечества в целом, отдельных национальных культур, различных эпох). Народная музыка изучается фольклористикой. Бытие музыки в обществе изучается музыкальной социологией, закономерности музыкальной деятельности — психологией музыки, физические предпосылки — музыкальной акустикой. Комплекс музыкально-теоретических учений направлен на познание самого устройства музыки: гармония изучает высотные связи звуков, полифония — соединения голосов фактуры, учение о музыкальных формах — принципы композиции. Исследования в этих и многих других частных дисциплинах опираются на философско-эстетические основоположения музыкознания. К ним относятся, например, представления о музыкальной культуре, о содержании и форме в музыке, об интонации как основе выразительности и др. Музыкальная наука развивается в содружестве с науками об искусстве, культуре, о человеке, обществе, истории. На знания, выработанные музыкальной наукой и проверенные практикой, опираются музыкальная критика и публицистика. Теоретическое музыковедение исследует: вопрос о способах отражения действительности в музыке, основные закономерности музыки, установившиеся в процессе её исторического развития (в этом смысле оно сближается с эстетикой); композиционные средства и приёмы, имеющие как общее значение для всего музыкального искусства, так и частное, в пределах какого-либо одного исторического периода. Изучению отдельных элементов музыки посвящены такие музыкально-теоретические дисциплины, как мелодика, ритмика, метрика, гармония, полифония, инструментовка, учение о музыкальных формах. Эти дисциплины имеют не только теоретическое, научно-познавательное значение, но и представляют основу для выработки композиторской техники и практического овладения различными средствами музыкальной выразительности. Целостное изучение конкретного музыкального произведения на основе совокупных данных отдельных теоретических дисциплин определяет сущность метода и предмета особой дисциплины — анализа музыкальных произведений, рассматривающего форму и содержание произведения в их единстве. К области теоретического музыковедения относятся также научно-методические дисциплины, разрабатывающие принципы музыкального исполнения (сольного и хорового пения, дирижёрского искусства, игры на различных инструментах) и развития музыкального слуха (сольфеджио). Историческое музыковедение имеет целью воссоздание целостной картины развития музыкальной культуры в тесной взаимосвязи различных её сторон и в зависимости от изменения условий жизни общества. В исследовании явлений музыкального творчества история музыки опирается на данные музыкально-теоретического анализа. Вместе с тем выводы теоретического музыковедения не могут быть достаточно полными и научно обоснованными без учёта исторической обусловленности изучаемых явлений. Наряду со всеобщей историей музыки, охватывающей историю музыкальной культуры всех времён и народов и выясняющей общие закономерности музыкально-исторического процесса на различных ступенях развития человеческого общества, историческое музыковедения включает в себя историю музыки отдельных народов и стран, историю жанров и форм музыки (например, оперы, симфонии, сонаты), видов исполнительского искусства (пианизма, скрипичного искусства и т. п.), отдельных областей музыковедения (например, история учения о гармонии). Изучение народной музыки (музыкального фольклора) входит как необходимая и органическая составная часть во всеобщую историю музыки, так же как и в историю музыки каждой отдельной страны. Вместе с тем изучением народного музыкального творчества и его специфических особенностей занимается также особая наука — музыкальная этнография. Важная роль в музыкальной культуре принадлежит музыкальной критике, т. е. анализу и оценке явлений современной музыкальной практики. Музыковедение зародилось во времена античности. В настоящее время музыковедение как особая специальность включено в систему музыкального образования. Музыковедческие отделения музыкальных училищ и вузов готовят преподавателей соответствующих дисциплин, критиков, лекторов, работников музыкальных издательств, радио и телевидения. Научная работа ведется в исследовательских институтах, в консерваториях и других высших учебных заведениях. Музыковедческой деятельностью часто занимаются также композиторы и исполнители. Ценнейшее музыкально-критическое и музыкально-теоретическое наследие оставили Ж. Ф. Рамо, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Р. Шуман, К. Дебюсси, М. И. Глинка, А. Н. Серов, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский. Музыковедческие труды пишутся в самых различных жанрах. Одни из них, направленные на совершенствование музыкальной науки, адресуются к самим же музыковедам — таковы диссертации, статьи и книги, исследующие сложные и достаточно специальные проблемы. Другие — обращаются к музыкантам, третьи — к самому широкому читателю, в частности к детской и молодежной аудитории. Данный словарь представляет собой один из жанров популярной музыковедческой литературы. Задаче начального вхождения в музыку служат и многие другие книги. Представление о них дает список рекомендованной литературы в конце этой книги.

По материалам сайта музыкантов FDSTAR.COM